Алмаз выкристаллизовывался в недрах земли постепенно, в течение нескольких временных фаз. При этом, условия образования — давление, температура и охлаждение — не всегда бывали одинаковыми. Так возникли неоднородности, которые мы теперь идентифицируем в шлифованных алмазах как внутренние пороки или так называемые включения. Они встречаются в форме облаков или туманностей, в форме трещин разлома, трещин по спайности и трещин напряжения или же в виде включений минералов, которые принимали непосредственное участие в росте кристаллов алмаза. Все эти отдельные виды включений служат сегодня идентификационными признаками для диагностических целей и являются показателем естественного происхождения камня.
Природа включений долгое время оставалась неисследованной; все темные включения называли «углем», светлые — «льдом» или «снегом». Лишь с возрастанием интереса к вопросу о многообразии включений оказалось, что причиной ложного впечатления темного цвета является оптический обман: ввиду более низкого показателя преломления минеральных включений общее изменение света происходит на границе «алмаз-включение» так, что в некоторых направлениях просмотра включение будет казаться черным. То же самое явление может наблюдаться при наличии трещин.
Интересные исследовательские работы д-ра Е.ГЮБЕЛИНА, ЭППЛЕРА и других авторов объяснили, что включения в алмазах возникли в трех фазах роста. Различаются включения, которые уже существовали до кристаллизации (догенетические включения) и были вовлечены в образование алмаза: вторая группа включений образовалась одновременно с алмазом (сингенетические включения) и третья группа, которая образовалась позднее (эпигенетические включения). Этот последний вид включал в себя, например, трещины, которые образовались в результате напряжений под влиянием колебаний температуры и давления или же в результате неравномерного охлаждения. Наиболее часто встречающимися минеральными включениями являются: красный гранат, бурый хромшпинелид, желтоватый алмаз, бесцветный циркон, зеленый энстатит и диопсид, а также оливин, ильменит и магнетит цветом от темно-коричневого до черного и т. д.
Включения (внутренние пороки)
(обозначаются красным цветом)
Преобладающими разновидностями внутренних пороков алмазов являются:
Трещины по спайности (Cleavage craks), идущие в направлении плоскостей спайности параллельно четырем граням октаэдра. Они пролегают всегда прямо
Трещины разлома (Fracture cracks)– это трещины, идущие во всех других направлениях (не по плоскостям спайности), которые в большинстве случаев пролегают беспорядочно
Трещины напряжения (Tension cracks)возникают в результате различных коэффициентов теплового расширения инородных минералов-включений. При этом они отходят от кристаллического включения обычно в виде лучей
Перья (Feathers) — это трещины разлома, трещины по спайности или трещины напряжения, которые при просмотре перпендикулярно плоскости трещины кажутся белыми и напоминают форму «пера».
Кристаллические включения (Crystal inclusions) – это минералы, которые по своей природе являются либо бесцветными, либо окрашенными в красный, коричневый, желтый, зеленый или черный цвета.
Дефекты структуры (Structure phenomena) — это «облака» или «туманности»; они представляют собой обычно скопления микроскопических мелких кристалликов в виде частичек пыли. Если их немного, они не оказывают значительного влияния на блеск ограненных алмазов. Только в том случае, если они распределяются по всему камню, их скопление (облачность) влияет на чистоту. К дефектам структуры также можно отнести и структуры внутренней деформации, в виде параллельных полос и швов.
Плоскости двойникования (Twinning planes)или двойниковые швы встречаются обычно в виде слегка изогнутых линий, которые пересекают грани нижней части бриллианта. Однако фактически речь идет о гладких плоскостях, а именно об октаэдрических плоскостях кристаллов-двойников, которые проходят прямо через весь камень. Так как грани нижней части образуют конус, плоскости, при просмотре через площадку, производят впечатление изогнутых линий. Обычно плоскости двойников бесцветны и распознаются поэтому только в определенных положениях. В редких случаях они имеют слегка желтоватый или коричневый оттенок. В плоскостях двойникования, в большинстве случаев, наблюдается наличие, так называемых «усов» (полосок, швов, как прямых так и разно ориентированных).
Внешние пороки (External Features)
(обозначаются зеленым цветом)
Наряду с пропорциями и соотношениями симметрии, оценка огранки учитывает внешние пороки камня, причем решающее значение имеет десятикратное увеличение, т.е. оцениваются те и только те пороки, которые видны при десятикратном увеличении.
К внешним порокам относятся:
В то время, как высота и правильность рундиста рассматривается среди пропорций и симметрии, качество его полировки рассматривается среди внешних пороков. Каждый рундист может иметь разное качество обработки поверхности. Он может быть фацетированным, полированным, обточенным или грубым, шероховатым или зернистым.
Рундист бывает обычно обточенным и имеет блестящую или матовую светлую поверхность Если, однако, рундист обрабатывается быстро и под слишком большим давлением, то могут появиться трещинки по спайности. В таких случаях говорят о «бороде» или «бахроме» рундиста.
Другими дефектами поверхности рундиста являются, например, многочисленные мелкие поры и ямки. Так как на блеске особенно отрицательно сказывается «борода» рундиста, то этот фактор следует особенно учитывать при оценке огранки. Другие внешние пороки, такие как зазубрины, сколы, подгар и прочие, также встречаются на рундисте.
Природные грани кристалла (Naturals)-найфы
Здесь подразумеваются небольшие необработанные грани исходного кристалла алмаза, которые в ограненном камне встречаются под рундистом и которые огранщик оставляет с целью экономии веса. Их называют найфы. Бриллиантовая огранка возникла, в общем, из кристалла алмаза в форме октаэдра. Плоскость рундиста находится при этом в плоскости квадратичной поверхности октаэдра. При обточке бриллианта огранщик пытается выдержать, возможно, большую окружность рундиста и подходит к самым наружным ребрам исходного необработанного камня. Поэтому иногда небольшие части ребер октаэдра остаются необработанными так, что на одном бриллианте может быть 1—4 природные грани кристалла. Эти природные грани, обычно очень маленькие, находятся под рундистом и не распознаются при просмотре через верхнюю часть бриллианта. Они не оказывают большого влияния на блеск камня и при оценке огранки почти не учитываются. В том случае, если они уплощают округлость рундиста и выходят более чем на 1/4 граней нижней части, их можно распознать при просмотре сверху. Тогда они оцениваются также, как и природные грани, находящиеся под рундистом. Поверхность природных граней кристалла являет собой всегда структуру исходной поверхности, в которую алмаз затянут как в "рубашку". Очень типичными пороками этой структуры поверхности являются небольшие фигуры в форме треугольных впадин — так называемые "тригоны" — параллельные линии или реже маленькие квадраты или прямоугольники.
Для алмаза тригоны являются настолько характерным признаком, что они служат однозначным доказательством природного происхождения алмаза.
Дополнительные грани (Extra facets)
Обычно здесь речь идет о бывших природных гранях кристалла, однако они огранены, и поэтому структура поверхности более не распознается. Дополнительные грани в большинстве случаев встречаются под рундистом и очень редко — в других местах. Дополнительные грани не ухудшают блеска и служат в первую очередь идентификационными.
Зазубрины, места излома и сколы (Nicks and fractures)
Зазубринами и сколами называют мелкие или более крупные клинообразные насечки на гранях и рундисте В основном они возникают при давлении или механической нагрузке и зачастую сопровождаются поэтому трещинами напряжения.
Места разлома встречаются, в общем, и целом возле рундиста. Так как алмаз легко раскалывается по плоскостям октаэдра, то по отношению к резкой механической нагрузке (давлению) он не остается нечувствительным, как это можно было бы предположить, исходя из его высокой твердости. Это особенно должен иметь в виду ювелир при установке или изъятии камня из оправы и следить за правильным использованием своего инструмента.
Следовательно, в процессе ношения, например, при ударе о твердые предметы (ручки дверей) могут появиться места разлома. В бриллианте они имеют форму лесенки или ступенчатую и, таким образом, являются типичной характеристикой алмаза.
Фигуры от удара и повреждения ребер (Indentation marks, edge damage)
Они также являются следствием ударов и давления. На ребрах граней и на калетте они выступают в виде мелких точек, пятен и образуют маленькие царапины. Пока царапинки находятся только на поверхности, их рассматривают как внешние пороки. Однако если они проникают внутрь камня, то их следует расценивать как внутренние пороки.
Следы полировки (Polishing marks)
Почти каждый ограненный алмаз имеет следы полировки. Однако в большинстве случаев они настолько тонки, что распознаются с трудом и не ухудшают блеска. Следы полировки легче всего наблюдать при просмотре с противоположной стороны бриллианта
Так как твердость алмаза зависит от направления, и некоторые плоскости обладают особенной твердостью, то и огранке они поддаются с трудом. Так как огранщик может гранить на ограночном диске одновременно только одну грань, то и следы полировки изменяют свое направление от одной грани к другой.
Линии двойникования и пластины (Twinning lines)
Алмазы обладают свойством срастаться в двойниковые кристаллы; такое срастание происходит всегда в кристаллографическом направлении с зеркальным отображением, так что в алмазе — двойнике твердые направления проходят точно друг против друга.
Поэтому при огранке и полировке на поверхности появляются видимые тонкие швы, так называемые линии двойникования или пластины двойникования, которые представляют собой следы плоскостей срастания двух двойниковых кристаллов. Так как эти плоскости являются в общем бесцветными, то они видны не как плоскость, а только как шов. В редких случаях они имеют желтоватый или коричневатый оттенок и ухудшают качество огранки камня из-за возникающей потери блеска.
Встречаются единичные или многократно повторяющиеся двойниковые швы — в таком случае говорят о двойниковых пластинах. В отличие от следов полировки, возникающих при обработке, двойниковые швы относятся к природным порокам. Они всегда проходят через множество граней, благодаря чему их можно отличить от следов полировки. Если двойниковые швыне влияют на блеск, то в дальнейшем, при оценке огранки, они не учитываются
Линии роста (Growth lines)
Они представляют собой границы неоднородностей, которые возникают при различных условиях в процессе роста исходного кристалла алмаза. Они имеют вид исключительно тонких зубчатых линий, встречающихся редко и лишь с трудом распознаваемых ввиду своей тонкости.
«Сучки» (Knots)
Так называются мельчайшие узловатые неравномерности на полированной поверхности бриллиантов. В большинстве, случаев они возникают из включения, доходящего до поверхности, которое с трудом поддается огранке. «Сучки» обычно сопровождаются мелкими следами от полировки.
Следы подгара (Burn marks)
Следы подгара появляются в том случае, если поверхность камня слишком нагревается при полировке от трения. Они имеют вид светлых, молочного цвета пятнышек и сопровождаются интерференционными цветами. Они значительно ухудшают блеск. Их, однако, можно легко удалить при дополнительной полировке с минимальной потерей веса.
Лазерные иглы (Laser noodle)
Признаком облагораживания алмаза (бриллианта) методом сверления лазером является наличие высверленного тонкого канала. Отверстия, высверленные лазером, выглядят как белые иглоподобные каналы с более или менее постоянным диаметром. Обычно эти отверстия относительно прямые с очень небольшим диаметром (в несколько микрон), однако встречаются и отверстия с изгибами и изломами. Это делается для того, чтобы они пересекали сразу несколько близко расположенных включений. В месте выхода на поверхность грани алмаза (бриллианта) узкий канал может расширяться. Иногда каналы, высверленные лазером, заполняются специальным составом, применяемым для заполнения трещин.