ООО «Донской Сертификационный центр»
Регистрационный № РОСС RU.3676.04ДНТ0
ГлавнаяВопрос-ответОборот фианитов будет регулироваться?

В Ассоциацию «Гильдия ювелиров России» для оценки регулирующего воздействия нормативно правового акта поступил проект федерального закона «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Данный проект разработан Министерством финансов Российской Федерации и направлен на выработку мер по исключению использования синтетических камней под видом драгоценных.
Действующая редакция статьи 1 Федерального закона № 41-ФЗ от 26.03.1998 г. устанавливает перечень драгоценных камней:
«драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней (в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ).
Любые материалы искусственного происхождения, в том числе и обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней, согласно данной статье ФЗ не относятся к драгоценным камням, не подпадают под законодательную базу регулирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней и имеют свободный оборот на территории РФ.
Предлагаемый порядок использования и обращения материалов искусственного происхождения, обладающих характеристиками (свойствами) драгоценных камней, фактически расширяет сферу действия законодательной базы регулирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней — в том числе и на все материалы искусственного происхождения. Ведь многими свойствами драгоценных камней, таких, например, как наличие насыщенного цвета, наличие дисперсии (цветовых бликов) и т.д., обладают ограненные вставки практически из любого материала искусственного происхождения, включая стразы, фианиты и ситалл.

                                                                                                                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 
к проекту  федерального закона  «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»

   Пунктом  21  плана  мероприятий  («дорожной  карты»)  по  развитию алмазо-гранильной  отрасли  в  Российской Федерации,    утвержденного поручением Правительства Российской Федерации  от 3 октября 2017 г. No ИШ - П13-6544,  предусмотрена  выработка  мер  по  исключению использования синтетических камней под видом драгоценных камней.
   В  настоящее  время  производство  синтетических  камней  достигло значительных  объемов.  Они  используются  в  различных  отраслях
промышленности,  в  том  числе  в  ювелирной.  Основная  проблема проникновения  синтетических  камней  на  рынок  природных  драгоценных
камней  заключается  в  реализации  их  под  видом  драгоценных  камней.
   Ведущие производители ювелирных изделий и добывающие организации затрачивают   значительные   средства   на   защиту   рынка   от несанкционированного проникновения синтетических камней.
    По  информации  Центра  стратегических  проектов  и  аналитики  АК «АЛРОСА» (ПАО) на сегодняшний день официально декларируется не более 20 % лабораторно выращенных алмазов ювелирного качества. Рынок выращенных  алмазов  ювелирного  качества  оценивается  в  250-500  млн. долларов  США.  Существуют  предпосылки для  существенного  роста производства  выращенных  бриллиантов  ювелирного  качества  за  счет модернизации  уже  имеющихся  мощностей,  в  том  числе  китайских производителей технических выращенных алмазов.
   Выращенные бриллианты ювелирного качества реализуются с 30-40% дисконтом  к  цене  аналогичного  природного  бриллианта.  Существующие приборы  по  определению  происхождения  бриллиантов  не  позволяют  на 100%  идентифицировать  искусственно  произведенные  камни  без дополнительного изучения в геммологических лабораториях.
    На 34-ой Индийской международной ювелирной выставке Совет по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий Индии в июле 2017 г.  в целях устранения нелегального использования синтетических камней  в  качестве  натуральных  объявил  о  создании  международного комитета по мониторингу и борьбе с синтетическими камнями.
   В настоящее время на международных специализированных форумах  рассматриваются различные меры защиты рынка драгоценных камней от несанкционированного  проникновения  синтетических  камней  под  видом натуральных, в том числе:

  • использование  участниками  рынка  приборов  по  установлению происхождения драгоценных камней на всех этапах их оборота;
  • совершенствование мер государственного контроля при ввозе-вывозе драгоценных камней, позволяющих выявить синтетические камни в партии драгоценных камней;
  • необходимость введения отдельных таможенных кодов для товарной номенклатуры импорта/экспорта выращенных камней.

  В Российской Федерации использование и обращение синтетических камней в настоящее время  не контролируется. Для  решения  данной  проблемы  и  для  исключения  возможности использования  синтетических  камней  под  видом  драгоценных  камней необходимо  принять  комплекс  мер  по  контролю  за  использованием  и обращением синтетических камней.
  Предложение  российской стороны  по  выделению  отдельных подсубпозиций для обработанных и необработанных искусственных камней направлено  в  Евразийскую  экономическую  комиссию  письмом Минэкономразвития России от 19.03.2018 No 6880-ГА/Д112и. С  целью  защиты  российского  рынка  драгоценных камней  и предотвращения  незаконного  оборота синтетических  камней  под  видом драгоценных,
Минфином России разработан проект федерального закона 3 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О драгоценных металлах  и  драгоценных  камнях» (дал ее – законопроект), предусматривающий наделение Правительства  Российской  Федерации полномочиями  по  регулированию  отношений  в  сфере использования  и обращения материалов  искусственного  происхождения,  обладающих характеристиками  (свойствами)  драгоценных  камней,  обладающих характеристиками (свойствами) драгоценных камней (далее синтетические камни). 
   После принятия Федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» будет  принято  постановление Правительства  Российской  Федерации, устанавливающего  порядок  использования  и  обращения  синтетических камней и порядок контроля за их оборотом.
   Указанным постановлением будут установлены  полномочия федерального органа исполнительной власти по организации контроля за соблюдением порядка использования и обращения синтетических камней, в том  числе  и  государственного  контроля  при  их  ввозе  на  таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с этой территории, а  также  меры,  направленные  на  повышение  прозрачности  рынка синтетических камней и исключение использования синтетических камней под видом драгоценных камней. К таким мерам, в том числе, относятся запрет  на  применение  для  синтетических  камней    классификационных характеристик, установленных для драгоценных камней, учет совершаемых сделок по реализации синтетических камней, а также применение механизма прослеживаемости на всех этапах их оборота в рамках информационных систем в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней.
Принятие законопроекта не потребует дополнительного расходования средств  федерального  бюджета,  не  вызовет  негативных  социально-экономических,  политических  и  юридических  последствий,  не  потребует внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации или их отмены.


    Законопроект  соответствует  положениям  Договора  о  Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации