В Ассоциацию «Гильдия ювелиров России» для оценки регулирующего воздействия нормативно правового акта поступил проект федерального закона «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Данный проект разработан Министерством финансов Российской Федерации и направлен на выработку мер по исключению использования синтетических камней под видом драгоценных.
Действующая редакция статьи 1 Федерального закона № 41-ФЗ от 26.03.1998 г. устанавливает перечень драгоценных камней:
«драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней (в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ).
Любые материалы искусственного происхождения, в том числе и обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней, согласно данной статье ФЗ не относятся к драгоценным камням, не подпадают под законодательную базу регулирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней и имеют свободный оборот на территории РФ.
Предлагаемый порядок использования и обращения материалов искусственного происхождения, обладающих характеристиками (свойствами) драгоценных камней, фактически расширяет сферу действия законодательной базы регулирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней — в том числе и на все материалы искусственного происхождения. Ведь многими свойствами драгоценных камней, таких, например, как наличие насыщенного цвета, наличие дисперсии (цветовых бликов) и т.д., обладают ограненные вставки практически из любого материала искусственного происхождения, включая стразы, фианиты и ситалл.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»
Пунктом 21 плана мероприятий («дорожной карты») по развитию алмазо-гранильной отрасли в Российской Федерации, утвержденного поручением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2017 г. No ИШ - П13-6544, предусмотрена выработка мер по исключению использования синтетических камней под видом драгоценных камней.
В настоящее время производство синтетических камней достигло значительных объемов. Они используются в различных отраслях
промышленности, в том числе в ювелирной. Основная проблема проникновения синтетических камней на рынок природных драгоценных
камней заключается в реализации их под видом драгоценных камней.
Ведущие производители ювелирных изделий и добывающие организации затрачивают значительные средства на защиту рынка от несанкционированного проникновения синтетических камней.
По информации Центра стратегических проектов и аналитики АК «АЛРОСА» (ПАО) на сегодняшний день официально декларируется не более 20 % лабораторно выращенных алмазов ювелирного качества. Рынок выращенных алмазов ювелирного качества оценивается в 250-500 млн. долларов США. Существуют предпосылки для существенного роста производства выращенных бриллиантов ювелирного качества за счет модернизации уже имеющихся мощностей, в том числе китайских производителей технических выращенных алмазов.
Выращенные бриллианты ювелирного качества реализуются с 30-40% дисконтом к цене аналогичного природного бриллианта. Существующие приборы по определению происхождения бриллиантов не позволяют на 100% идентифицировать искусственно произведенные камни без дополнительного изучения в геммологических лабораториях.
На 34-ой Индийской международной ювелирной выставке Совет по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий Индии в июле 2017 г. в целях устранения нелегального использования синтетических камней в качестве натуральных объявил о создании международного комитета по мониторингу и борьбе с синтетическими камнями.
В настоящее время на международных специализированных форумах рассматриваются различные меры защиты рынка драгоценных камней от несанкционированного проникновения синтетических камней под видом натуральных, в том числе:
В Российской Федерации использование и обращение синтетических камней в настоящее время не контролируется. Для решения данной проблемы и для исключения возможности использования синтетических камней под видом драгоценных камней необходимо принять комплекс мер по контролю за использованием и обращением синтетических камней.
Предложение российской стороны по выделению отдельных подсубпозиций для обработанных и необработанных искусственных камней направлено в Евразийскую экономическую комиссию письмом Минэкономразвития России от 19.03.2018 No 6880-ГА/Д112и. С целью защиты российского рынка драгоценных камней и предотвращения незаконного оборота синтетических камней под видом драгоценных,
Минфином России разработан проект федерального закона 3 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (дал ее – законопроект), предусматривающий наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по регулированию отношений в сфере использования и обращения материалов искусственного происхождения, обладающих характеристиками (свойствами) драгоценных камней, обладающих характеристиками (свойствами) драгоценных камней (далее синтетические камни).
После принятия Федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» будет принято постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок использования и обращения синтетических камней и порядок контроля за их оборотом.
Указанным постановлением будут установлены полномочия федерального органа исполнительной власти по организации контроля за соблюдением порядка использования и обращения синтетических камней, в том числе и государственного контроля при их ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с этой территории, а также меры, направленные на повышение прозрачности рынка синтетических камней и исключение использования синтетических камней под видом драгоценных камней. К таким мерам, в том числе, относятся запрет на применение для синтетических камней классификационных характеристик, установленных для драгоценных камней, учет совершаемых сделок по реализации синтетических камней, а также применение механизма прослеживаемости на всех этапах их оборота в рамках информационных систем в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней.
Принятие законопроекта не потребует дополнительного расходования средств федерального бюджета, не вызовет негативных социально-экономических, политических и юридических последствий, не потребует внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации или их отмены.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации