ООО «Донской Сертификационный центр»
Регистрационный № РОСС RU.3676.04ДНТ0
ГлавнаяСтатьиЦВЕТНЫЕ КАМНИ—ФАКТОРЫ СТОИМОСТИ

ЦВЕТНЫЕ КАМНИ—ФАКТОРЫ СТОИМОСТИ
Al Gilbertson GIA
Факторы стоимости, дизайн и качество огранки цветных драгоценных камней (без алмазов)

     Первоначально опубликованный в GemGuide в 2016 году, эта статья рассматривает факторы качества, которые влияют на ценность цветных драгоценных камней, с особым акцентом на качество роли, которое она играет  при определении ценности ограненных драгоценных камней. Исследователь GIA и эксперт по средам Аль Гилбертсон изучает элементы огранки, исследует выбор и компромиссы, которые делает огранка, и почему, и дает рекомендации для оценки различных аспектов качества для обработки цветных драгоценных камней.

Введение
     Эта статья говорит, как оценить элементы огранки для цветных драгоценных камней и как лучше понять влияние качества обработки на ценность различных драгоценных камней. Часть этого будет включать понимание выбора, который делает огранка и почему. В то время как мы фокусируемся на формах ограненных драгоценных камней, мы вкратце коснемся необработанных драгоценных камней.
Для наших целей слово «огранка» означает не только форму драгоценного камня; Он также охватывает элементы «качества огранки». Качество огранки относится к тому, насколько хорошо был изготовлен камень, или насколько хорошо были размещены различные грани. В сочетании с пропорциями, симметрией и полировкой хорошо ограненный драгоценный камень должен иметь красоту, которая не только исходит из ее цвета и блеска, но и от того, как грани взаимодействуют со светом.
    Качество необработанного материала ограничивает окончательный внешний вид драгоценного камня. Поэтому обработчики предпочитают сырье, прозрачное и не содержащее много включений. Некоторые драгоценные камни редко бывают прозрачными, поэтому некоторые включения в них становятся приемлемыми. Поскольку цвет является наивысшим приоритетом для цветных драгоценных камней, то как огранщик при обработке камня управляет светом, когда он входит и выходит из драгоценного камня, это становится упражнением в искусстве. Рубиновое сырье с глубоким насыщенным красным цветом и без каких-либо незначительных включений под 10-кратным увеличением приведет к появлению драгоценных камней заслуживающего внимания своим внешним обликом, даже если он плохой. Но если обработка камня меняет цвет или смешивает его цвет, образуя дихроичные цвета, то работа огранщика с треском провалилась.


 

Рис. 1-01. Факторы и их относительное влияние на ценность цветного драгоценного камня, по словам Джоша Холла, вице-президента Pala International, Inc. Иллюстрация: Аль Гилбертсон / GIA

   Джош Холл (вице-президент Pala International, Inc.) помогает выделить в перспективе общую ценность драгоценного камня (из личных комментариев Холла - см. Рис. 1-01). Он утверждает, что цвет составляет около 60% стоимости драгоценного камня, а затем месторождение, из которого камень, этот фактор дает до 15% стоимости (может быть и гораздо больше для определенных источников, например, для таких как сапфир Кашмира). Огранка и размер камня определяют около 10% значения стоимости, за которыми следует форма (контур) драгоценного камня. Эта статья добавит ясности при обсуждении цветового зонирования. Каждый из перечисленных параметров может быть довольно переменным.

Фактор стоимости №1: Цвет - это король!
   В цветовой науке есть три измерения цвета: оттенок (красный, зеленый, синий и т. д.), Насыщенность (интенсивность или насыщенность цвета) и тон (светлость или темнота). Однако при оценке цвета цветных драгоценных камней существует еще один аспект: однородность цвета.
Наши глаза видят цвет как семь цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго и фиолетовый. Каждый из этих цветов выполнен из лучей света, каждый из которых перемещается с разной скоростью с разными длинами волн. Когда все вышеперечисленные цвета объединяются, мы видим это как белый свет. Когда белый свет попадает в цветной драгоценный камень, часть света может быть поглощена. Например, если драгоценный камень поглощает все цвета, кроме синего, будет видно только синее, и мы видим драгоценный камень как синий.
Оптимальный цветовой диапазон (сочетание оттенка, насыщенности и тона) для каждого драгоценного камня отличается, и для многих драгоценных камней доступность оптимального цвета может быть недостаточной (см. Рис. 1-02). Бледные (светлые) цвета обычно имеют относительно низкое значение. Тем не менее, бледно-зеленый (или мята) турмалин из Афганистана / Пакистана требует высоких цен, намного выше, чем их более насыщенные аналоги из того же источника.

 


Рис. 1-02. Цвет коррелирует со значением стоимости. Оптимальный диапазон цветов зависит от типа драгоценного камня и многих драгоценных камней, доступность для оптимального цвета может быть ограничена. Ряд 1: сподумен, сапфир, шеелит, сфалерит, турмалин. Строка 2: сапфир, сапфир, шпинель, эвклаза, шпинель. Иллюстрация: Аль Гилбертсон / GIA. Фото: Роберт Уэлдон / GIA

    Уэйн Эмери (Огранщик) указывает, что некоторые розничные торговцы узнали, что есть клиенты, которые предпочитают менее насыщенные камни, потому что они кажутся ярче и имеют больше блеска. Таким образом, менее насыщенные драгоценные камни могут продаваться быстрее, чем более насыщенные (и дорогие). С точки зрения ювелира, оборачиваемость запасов очень важна и может привести к гораздо большей прибыли с течением времени. По этой причине некоторые ритейлеры предпочитают использовать драгоценные камни меньшей насыщенности в своих проектах, чтобы удовлетворить эту клиентскую базу.
    Драгоценные камни, которые настолько темны, что их трудно увидеть сквозь них, труднее продать, и поэтому их стоимость обычно значительно падает. Оптимальный цвет может привести к значительным скачкам ценовых значений. В большинстве случаев (кроме двуцветных драгоценных камней) равномерность окраски также является частью этого уравнения. Драгоценные камни, которые показывают единственный чистый оттенок, обычно более ценны, чем драгоценные камни, которые сталкиваются с несколькими оттенками. Например, равномерно голубые сапфиры имеют большую ценность, чем те, у которых есть вторичные зеленые оттенки. Для цветного камня (не алмаза) цвет является самым важным фактором в определении качества.

Фактор стоимости №2: Однородность цвета

Любое неравномерное распределение цвета внутри драгоценного камня называется зоной цвета. Цветовое зонирование с площадки имеет кривую значений (см. Рис. 1-03). Поскольку однородность цвета является признаком наиболее дорогих драгоценных камней, увеличение цветного зонирования вверх к площадке, как правило, считается отрицательным. Чтобы лучше наблюдать за зоной цвета, поверните драгоценный камень вверх ногами на белом листе бумаги и ищите неравномерную окраску. Вероятно, вы не увидите этого в некоторых драгоценных камнях, таких как перидот или топаз. Теперь поверните его площадкой вверх. Можете ли вы увидеть те же цветовые зоны или пятна более темного или светлого цвета, которые вы видели, когда драгоценный камень был перевернут? Помещение камня в прозрачную банку с водой (или растительным маслом или детским маслом - не используйте масло с янтарем), установленный на белом фоне может помочь вам увидеть зонирование цвета в драгоценном камне.

Рис.1-03. Цветовое зонирование или неравномерное распределение цвета внутри драгоценного камня отрицательно сказывается на стоимости, поскольку однородность цвета является признаком большинства мелких драгоценных камней. Сапфир со значительным зонированием (слева); турмалин с умеренным зонированием (в центре); циркон без видимой видимости, зональное зонирование (справа). Иллюстрация: Аль Гилбертсон / GIA. Сапфир фото: Tino Hammid / GIA. Турмалин, циркон фото: Роберт Уэлдон / GIA

Фактор стоимости № 3: Месторождение или страна происхождения

   Для многих цветных драгоценных камней страна происхождения или место добычи сильно влияет на стоимость (см. Рис. 1-04). Например, это более верно и более оптимально для необработанного сапфира интенсивно-синего цвета из Кашмира, который стоит гораздо больше, чем аналогичный сапфир, добытый в другом месте. Некоторые из основных тестовых лабораторий имеют оборудование и опыт для определения географического происхождения. Отчет о происхождении из одной из этих лабораторий требуется для проверки ценности драгоценного камня, когда высоко оцененные месторождения могут значительно увеличить цену камня (более чем на 15% в нескольких случаях).

Рис. 1-04. Потенциальное влияние страны происхождения драгоценного камня на ценность. Иллюстрация: Аль Гилбертсон / GIA

   Будьте осторожны и внимательны при изучении отчета из лаборатории. Стандартный сертификат обычно идентифицирует материал драгоценного камня, но не географическое происхождение. Язык, используемый в стандартном отчете GIA Identification Report для медьсодержащего турмалина, укажет: «Этот турмалин с медным и марганцевым примесями может быть назван турмалином «параиба» в торговле. Торговый термин «параиба» происходит от бразильского населенного пункта, где этот драгоценный камень был сначала добыт, однако сегодня он может исходить из нескольких местностей. «Торговля называет эти драгоценные камни турмалинами Параиба, хотя их местоположение не из Бразилии. Только если камень был отправлен для отчета о стране происхождения, будет ли указываться страна, например Бразилия. В этом случае на цену повлияет бразильское происхождение.

    В отчете GIA Identification & Origin Report описывается, является ли камень природным или синтетическим, определяет тип драгоценного камня наряду с мнением о географическом происхождении камня и включает любые обнаруживаемые облагораживания. В этом отчете также содержится подробное описание драгоценного камня, такого как огранка, форма, вес, чистота и цвет, а также фотография драгоценного камня.
Рубин, сапфир, красная шпинель, изумруд и турмалин Параиба подходят для получения идентификационного номера и сертификата о происхождении цветных камней GIA. Однако это не означает, что GIA сможет определить страну происхождения в каждом случае. GIA определяет географическое происхождение путем сбора химии и спектроскопических данных и определения типов включений на образце неизвестного происхождения. Этот набор данных сравнивается с наборами данных из справочных камней известного происхождения, ища убедительные доказательства, указывающие на то, что неизвестное находится в определенном месте. Если данные перекрываются с драгоценными камнями из двух мест или более, и GIA не может достичь окончательного отношения к одному месту, отчет имеет результат «неубедительный».

Что с именем?
     Для коллекционеров кристаллов «алмаз Херкимер» является торговым названием для кристалла кварца с двойным острым концом, обнаруженного в округе Херкимер и долине реки Мохок в округе Херкимер и в долине реки Мохок в Нью-Йорке. На рынке элитных драгоценных камней торговые названия были использованы для обозначения особенных драгоценных камней или камней из определенных географических мест. Названия могут быть столь же маловероятными, так и распространенными: турмалин «Параиба», жемчуг «Бива», изумруд «Сандавана», «австралийский» сапфир, «Бирма» и «Можок» рубин. Имена сохраняются, даже когда значимые места добычи приходят и уходят.

 «Бриллиант Херкимер» или кварц с двухсторонними кристаллами. Фото: Роберт Уэлдон / GIA

      В торговле все еще есть сильное потрясение, когда место используется как имя, а материал драгоценного камня на самом деле не из этого месторождения. Это не мешает некоторым дилерам назвать драгоценный камень сапфиром «Кашмир», когда его цвет имитирует материал из этого места и увеличивает его цену. Вот почему отчет о стране происхождения из крупной лаборатории становится важным, указывая на то, что драгоценный камень был протестирован и имеет происхождение, связанное с этой конкретной страной.
Наконец, следует упомянуть о том, что из высокооцененных мест существует много плохих материалов, и в этих случаях знание страны происхождения не должно давать дополнительной ценности.

Фактор стоимости №4: Размер цветных камней.
     Размер, который включает в себя вес и диаметр вставки каждого типа материала драгоценного камня, также напрямую связан со стоимостью (см. Рис. 1-05). Поскольку размер увеличивается по сравнению с высоким спросом, цена за карат повышается. Некоторые драгоценные камни редко встречаются весом, не более нескольких карат (например, бенитоит), в то время как другие могут весить тысячи карат (например, кварц и топаз).
    Как только драгоценные камни выходят за рамки размера, присущего ювелирным изделиям, количество заинтересованных покупателей значительно уменьшается, а относительная стоимость на карат уменьшается. Тем не менее, исключительно большие драгоценные камни высшего цвета (драгоценные камни, которые не слишком темные) могут быть очень дорогими, особенно когда они происходят из известных месторождений. Это потому, что крупные размеры редко доступны из этих мест, кроме как очень темных драгоценных камней.

Рис. 1-05. Потенциальное влияние размера на стоимость драгоценного камня. Иллюстрация: Аль Гилбертсон / GIA.

     В зависимости от различных проблем с сырьем, «выход годного»- конечная масса карат драгоценного камня по сравнению с исходным весом необработанного - может достигать 50% (очень редко) или всего лишь несколько процентов; огранщики оценивают различные плюсы и минусы при планировании обработки драгоценного камня. Иногда насыщенные цвета появляются только в больших размерах (например, кунцит или аквамарин), так что маленькие драгоценные камни насыщенного цвета встречаются редко и удивительно дороги.
И наоборот, если глубоко насыщенное сырье гранится как крупный камень, он может быть слишком темным и не таким ценным. Равномерно окрашенный кусок сырья дает камни разной интенсивности цвета, так как размеры и пропорции меняются. Например, драгоценный камень, обработанный из светлого сырья, считается привлекательным, если он достигает определенного размера, чтобы обеспечить достаточную насыщенность цвета. В этом случае огранщик может получить один большой, глубокий камень, а не несколько слегка окрашенных, хорошо ограненных драгоценных камней.

Огранка—«Тест Белая бумага».
В случае темно-коричневого цвета некоторые огранщики используют «тест белой бумаги», чтобы определить лучший выход «годного» из куска сырья. Кусок сырья помещается на белую бумагу и просматривается под лампой накаливания, а затем с люминесцентным светом, каждый раз избегая ярких источников света (см. Рис. 1-06). Цвет, видимый через необработанный камень, - это свет, отраженный от белой бумаги внизу. Используя оба источника света, вы видите цвета, которые камень будет иметь при обоих типах освещения. Если сырье слишком темное, чтобы увидеть нормальные цвета, его нужно разделить на мелкие драгоценные камни, чтобы оптимизировать цвет. Очевидно, можно использовать очень яркий источник света, чтобы видеть сквозь сырье, что было бы черным во многих других ситуациях. Уэйн Эмери предлагает использовать стандартную 100-ваттную лампу накаливания, на один фут выше белой бумаги в тускло освещенной комнате.

 Рис. 1-06. Аметист необработанный, подвергающийся «тесту на белой бумаге». По мере того, как насыщенность цвета увеличивается слева направо, камни, ограненные, должны уменьшаться в глубину, чтобы оптимизировать цвет. Фото: Эмили Лейн / GIA

Фактор стоимости №5: Качество цветных камней.
    Чистота - важный фактор стоимости, потому что драгоценные камни огранены, чтобы блестеть и показать свой цвет оптимальными способами. Если есть недостатки, которые прерывают этот блеск, драгоценный камень менее интересен. Следовательно, существует кривая значений, связанная с чистотой, что также справедливо для каждого типа драгоценных камней (см. Рис. 1-07). Некоторые образцы драгоценных камней почти всегда встречаются с включениями, в то же время как другие обычно чисты (включения не видны без увеличения).
    Есть некоторые включения, которые действительно помогают оценить ценность драгоценных камней. Например, микроскопические включения светорассеяния усиливают равномерность цвета в сапфире Кашмира, отклоняя свет в области, которые обычно не проходят. Получающийся бархатистый блеск сапфиров Кашмира, который резко увеличивает его ценность. Авантюрин также отличается наличием блесток слюды (чрезвычайно крошечные золотистые включения, которые создают искристый вид), которые своей частотой определяют его ценность.

Рис. 1-07. Существует кривая значений, связанная с чистотой для каждого типа драгоценных камней. Корнерупин, демантоид, цаворит. Иллюстрация: Аль Гилбертсон / GIA. Фото: Роберт Уэлдон / GIA

Фактор стоимости №6: Форма цветных камней.
    Требования к форме (контур жемчужины) (см. Рис. 1-08), а некоторые стили огранки развивались и менялись с годами. Некоторые формы, часто сочетающиеся с определенными стилями огранки, теперь более популярны, потому что они лучше работают с современными ювелирными дизайнами. Другие формы трудно продать, поскольку мало кто их хочет, или они работают только в нескольких проектах. Например, форма «Груша» редко продаются, в основном, в виде подвесок и сережек, ограничивая их рынок. Креативность дизайнера может помочь продать определенные формы, создав уникальную привлекательность для формы, которую обычно избегают.

Риг.1-08. Модные тенденции являются основными драйверами для формы и стиля огранки драгоценных камней. Иллюстрация: Аль Гилбертсон / GIA

   Некоторые драгоценные камни, такие как турмалин, редко гранят как круглой формы. Гранат цаворит редко гранят изумрудной огранкой. Однако эти формы в этих материалах продаются по мере возможности. Другие материалы почти исключительно рассматриваются как круглые (сапфир Монтана) или изумрудная огранка (изумруды). Кривая, отражающая текущую популярность определенных форм и стилей резки и их положение на кривой, со временем будет меняться по мере изменения спроса с модным трендом. Ричард Хьюз (из Lotus Gemology) отметил, что классика будет лучше продаваться, потому что мелкие ювелирные украшения часто покупаются пожилыми людьми (у молодых людей меньше денег), которые почти всегда консервативны.

Фактор стоимости № 7: Качество огранки цветных камней.

    Давайте остановимся на минутку и сформулируем очевидное: ювелирные изделия и драгоценные камни являются персональными и являются отражением характера человека, который их носит. Поэтому, почему мы хотим иметь выбор, который не выглядит великолепно?
Почему ювелиры продают плохо ограненные «драгоценные камни», те, которые только блестят вокруг срединной тусклой области? Обработчик камней Джон Дайер объясняет это следующим образом: «Плохая огранка относится к ушедшей эпохе, когда клиенты не были образованы или достаточно разборчивы, чтобы заботиться о качестве своего драгоценного камня. Простой цветной камень становится настоящей драгоценностью с хорошей огранкой. Слишком много ювелиров считают, что плохо ограненные драгоценные камни достаточно хороши.
Когда центральные (или основные) павильонные грани вырезаны слишком мелки для этого материала драгоценного камня, свет проходит так, что мы видим, что находится за камнем (см. Рис. 1-09). Это называется оконным. Если мы увидим пояс, отражающийся под площадкой, это называется «рыбий глаз». По мере того как грязь накапливается вокруг края крепления, отражением пояса будет цвет этой грязи (часто серый или коричневый). Эти стили огранки редко привлекательны.

Рис. 1-09. Перидот, показывающий окно, результат мелких павильонных граней. Каркас изображает фасетку перидота, чтобы проиллюстрировать некоторые аспекты огранки драгоценных камней. Иллюстрация: Аль Гилбертсон / GIA. Фото: Ораса Уэлдон / GIA.
     Последним элементом цветного камня Джоша Холла (см. Рис. 1-01) является качество огранки. Исключительно хорошая огранка драгоценного камня может добавить больше, чем 10% к стоимости драгоценного камня. На сегодняшнем рынке ряд огранщиков драгоценных камней известны как «художники». Драгоценные камни названных художников могут иметь значительную дополнительную ценность благодаря его популярности (см. Рис. 1-10). Даже местные огранщики, которые не признаны на национальном уровне, могут получить до 40% добавленную стоимость для своей работы с некоторыми ювелирами.

Рис. 1-10. Качество огранки драгоценного камня, как и другие факторы качества, также влияет на стоимость. Примеры плохо, средне и хорошо ограненных драгоценных камней: шпинель (слева), эльбаит (в центре) и шеелит (справа). Иллюстрация: Аль Гилбертсон / GIA. Фото: Роберт Уэлдон / GIA

      Если драгоценный камень был необработанным, его стоимость было бы значительно меньше. Влияние огранки на ценность драгоценного камня пропорционально его редкости. Чрезвычайно редкий кусок необработанного сапфира, который продается за десятки тысяч долларов, не обязательно удваивается по цене при его огранке. Наценка за огранку добавляет лишь небольшой процент. Сравните это с добавленной стоимостью на кусок аметрина, который может стоить несколько сотен долларов, но затем огранится известным огранщиком и значительно прибавит в цене.
      В этом первом выпуске серии мы рассмотрели семь основных факторов, влияющих на цену цветного драгоценного камня: цвет, однородность цвета, страну происхождения, размер, ясность, форму и качество резки. В совокупности это основные факторы, которые определяют общую стоимость или стоимость различных драгоценных камней на рынке, на котором они проданы.