ООО «Донской Сертификационный центр»
Регистрационный № РОСС RU.3676.04ДНТ0
ГлавнаяСтатьиЦВЕТНЫЕ КАМНИ—ФАКТОРЫ СТОИМОСТИ

ЦВЕТНЫЕ КАМНИ—ФАКТОРЫ СТОИМОСТИ
Al Gilbertson GIA
Факторы стоимости, дизайн и качество огранки цветных драгоценных камней (без алмазов)

     Первоначально опубликованный в GemGuide в 2016 году, эта статья рассматривает факторы качества, которые влияют на ценность цветных драгоценных камней, с особым акцентом на качество роли, которое она играет  при определении ценности ограненных драгоценных камней. Исследователь GIA и эксперт по средам Аль Гилбертсон изучает элементы огранки, исследует выбор и компромиссы, которые делает огранка, и почему, и дает рекомендации для оценки различных аспектов качества для обработки цветных драгоценных камней.

Введение
     Эта статья говорит, как оценить элементы огранки для цветных драгоценных камней и как лучше понять влияние качества обработки на ценность различных драгоценных камней. Часть этого будет включать понимание выбора, который делает огранка и почему. В то время как мы фокусируемся на формах ограненных драгоценных камней, мы вкратце коснемся необработанных драгоценных камней.
Для наших целей слово «огранка» означает не только форму драгоценного камня; Он также охватывает элементы «качества огранки». Качество огранки относится к тому, насколько хорошо был изготовлен камень, или насколько хорошо были размещены различные грани. В сочетании с пропорциями, симметрией и полировкой хорошо ограненный драгоценный камень должен иметь красоту, которая не только исходит из ее цвета и блеска, но и от того, как грани взаимодействуют со светом.
    Качество необработанного материала ограничивает окончательный внешний вид драгоценного камня. Поэтому обработчики предпочитают сырье, прозрачное и не содержащее много включений. Некоторые драгоценные камни редко бывают прозрачными, поэтому некоторые включения в них становятся приемлемыми. Поскольку цвет является наивысшим приоритетом для цветных драгоценных камней, то как огранщик при обработке камня управляет светом, когда он входит и выходит из драгоценного камня, это становится упражнением в искусстве. Рубиновое сырье с глубоким насыщенным красным цветом и без каких-либо незначительных включений под 10-кратным увеличением приведет к появлению драгоценных камней заслуживающего внимания своим внешним обликом, даже если он плохой. Но если обработка камня меняет цвет или смешивает его цвет, образуя дихроичные цвета, то работа огранщика с треском провалилась.


 

Рис. 1-01. Факторы и их относительное влияние на ценность цветного драгоценного камня, по словам Джоша Холла, вице-президента Pala International, Inc. Иллюстрация: Аль Гилбертсон / GIA

   Джош Холл (вице-президент Pala International, Inc.) помогает выделить в перспективе общую ценность драгоценного камня (из личных комментариев Холла - см. Рис. 1-01). Он утверждает, что цвет составляет около 60% стоимости драгоценного камня, а затем месторождение, из которого камень, этот фактор дает до 15% стоимости (может быть и гораздо больше для определенных источников, например, для таких как сапфир Кашмира). Огранка и размер камня определяют около 10% значения стоимости, за которыми следует форма (контур) драгоценного камня. Эта статья добавит ясности при обсуждении цветового зонирования. Каждый из перечисленных параметров может быть довольно переменным.

Фактор стоимости №1: Цвет - это король!
   В цветовой науке есть три измерения цвета: оттенок (красный, зеленый, синий и т. д.), Насыщенность (интенсивность или насыщенность цвета) и тон (светлость или темнота). Однако при оценке цвета цветных драгоценных камней существует еще один аспект: однородность цвета.
Наши глаза видят цвет как семь цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго и фиолетовый. Каждый из этих цветов выполнен из лучей света, каждый из которых перемещается с разной скоростью с разными длинами волн. Когда все вышеперечисленные цвета объединяются, мы видим это как белый свет. Когда белый свет попадает в цветной драгоценный камень, часть света может быть поглощена. Например, если драгоценный камень поглощает все цвета, кроме синего, будет видно только синее, и мы видим драгоценный камень как синий.
Оптимальный цветовой диапазон (сочетание оттенка, насыщенности и тона) для каждого драгоценного камня отличается, и для многих драгоценных камней доступность оптимального цвета может быть недостаточной (см. Рис. 1-02). Бледные (светлые) цвета обычно имеют относительно низкое значение. Тем не менее, бледно-зеленый (или мята) турмалин из Афганистана / Пакистана требует высоких цен, намного выше, чем их более насыщенные аналоги из того же источника.

 


Рис. 1-02. Цвет коррелирует со значением стоимости. Оптимальный диапазон цветов зависит от типа драгоценного камня и многих драгоценных камней, доступность для оптимального цвета может быть ограничена. Ряд 1: сподумен, сапфир, шеелит, сфалерит, турмалин. Строка 2: сапфир, сапфир, шпинель, эвклаза, шпинель. Иллюстрация: Аль Гилбертсон / GIA. Фото: Роберт Уэлдон / GIA

    Уэйн Эмери (Огранщик) указывает, что некоторые розничные торговцы узнали, что есть клиенты, которые предпочитают менее насыщенные камни, потому что они кажутся ярче и имеют больше блеска. Таким образом, менее насыщенные драгоценные камни могут продаваться быстрее, чем более насыщенные (и дорогие). С точки зрения ювелира, оборачиваемость запасов очень важна и может привести к гораздо большей прибыли с течением времени. По этой причине некоторые ритейлеры предпочитают использовать драгоценные камни меньшей насыщенности в своих проектах, чтобы удовлетворить эту клиентскую базу.
    Драгоценные камни, которые настолько темны, что их трудно увидеть сквозь них, труднее продать, и поэтому их стоимость обычно значительно падает. Оптимальный цвет может привести к значительным скачкам ценовых значений. В большинстве случаев (кроме двуцветных драгоценных камней) равномерность окраски также является частью этого уравнения. Драгоценные камни, которые показывают единственный чистый оттенок, обычно более ценны, чем драгоценные камни, которые сталкиваются с несколькими оттенками. Например, равномерно голубые сапфиры имеют большую ценность, чем те, у которых есть вторичные зеленые оттенки. Для цветного камня (не алмаза) цвет является самым важным фактором в определении качества.

Фактор стоимости №2: Однородность цвета

Любое неравномерное распределение цвета внутри драгоценного камня называется зоной цвета. Цветовое зонирование с площадки имеет кривую значений (см. Рис. 1-03). Поскольку однородность цвета является признаком наиболее дорогих драгоценных камней, увеличение цветного зонирования вверх к площадке, как правило, считается отрицательным. Чтобы лучше наблюдать за зоной цвета, поверните драгоценный камень вверх ногами на белом листе бумаги и ищите неравномерную окраску. Вероятно, вы не увидите этого в некоторых драгоценных камнях, таких как перидот или топаз. Теперь поверните его площадкой вверх. Можете ли вы увидеть те же цветовые зоны или пятна более темного или светлого цвета, которые вы видели, когда драгоценный камень был перевернут? Помещение камня в прозрачную банку с водой (или растительным маслом или детским маслом - не используйте масло с янтарем), установленный на белом фоне может помочь вам увидеть зонирование цвета в драгоценном камне.

Рис.1-03. Цветовое зонирование или неравномерное распределение цвета внутри драгоценного камня отрицательно сказывается на стоимости, поскольку однородность цвета является признаком большинства мелких драгоценных камней. Сапфир со значительным зонированием (слева); турмалин с умеренным зонированием (в центре); циркон без видимой видимости, зональное зонирование (справа). Иллюстрация: Аль Гилбертсон / GIA. Сапфир фото: Tino Hammid / GIA. Турмалин, циркон фото: Роберт Уэлдон / GIA

Фактор стоимости № 3: Месторождение или страна происхождения

   Для многих цветных драгоценных камней страна происхождения или место добычи сильно влияет на стоимость (см. Рис. 1-04). Например, это более верно и более оптимально для необработанного сапфира интенсивно-синего цвета из Кашмира, который стоит гораздо больше, чем аналогичный сапфир, добытый в другом месте. Некоторые из основных тестовых лабораторий имеют оборудование и опыт для определения географического происхождения. Отчет о происхождении из одной из этих лабораторий требуется для проверки ценности драгоценного камня, когда высоко оцененные месторождения могут значительно увеличить цену камня (более чем на 15% в нескольких случаях).

Рис. 1-04. Потенциальное влияние страны происхождения драгоценного камня на ценность. Иллюстрация: Аль Гилбертсон / GIA

   Будьте осторожны и внимательны при изучении отчета из лаборатории. Стандартный сертификат обычно идентифицирует материал драгоценного камня, но не географическое происхождение. Язык, используемый в стандартном отчете GIA Identification Report для медьсодержащего турмалина, укажет: «Этот турмалин с медным и марганцевым примесями может быть назван турмалином «параиба» в торговле. Торговый термин «параиба» происходит от бразильского населенного пункта, где этот драгоценный камень был сначала добыт, однако сегодня он может исходить из нескольких местностей. «Торговля называет эти драгоценные камни турмалинами Параиба, хотя их местоположение не из Бразилии. Только если камень был отправлен для отчета о стране происхождения, будет ли указываться страна, например Бразилия. В этом случае на цену повлияет бразильское происхождение.

    В отчете GIA Identification & Origin Report описывается, является ли камень природным или синтетическим, определяет тип драгоценного камня наряду с мнением о географическом происхождении камня и включает любые обнаруживаемые облагораживания. В этом отчете также содержится подробное описание драгоценного камня, такого как огранка, форма, вес, чистота и цвет, а также фотография драгоценного камня.
Рубин, сапфир, красная шпинель, изумруд и турмалин Параиба подходят для получения идентификационного номера и сертификата о происхождении цветных камней GIA. Однако это не означает, что GIA сможет определить страну происхождения в каждом случае. GIA определяет географическое происхождение путем сбора химии и спектроскопических данных и определения типов включений на образце неизвестного происхождения. Этот набор данных сравнивается с наборами данных из справочных камней известного происхождения, ища убедительные доказательства, указывающие на то, что неизвестное находится в определенном месте. Если данные перекрываются с драгоценными камнями из двух мест или более, и GIA не может достичь окончательного отношения к одному месту, отчет имеет результат «неубедительный».

Что с именем?
     Для коллекционеров кристаллов «алмаз Херкимер» является торговым названием для кристалла кварца с двойным острым концом, обнаруженного в округе Херкимер и долине реки Мохок в округе Херкимер и в долине реки Мохок в Нью-Йорке. На рынке элитных драгоценных камней торговые названия были использованы для обозначения особенных драгоценных камней или камней из определенных географических мест. Названия могут быть столь же маловероятными, так и распространенными: турмалин «Параиба», жемчуг «Бива», изумруд «Сандавана», «австралийский» сапфир, «Бирма» и «Можок» рубин. Имена сохраняются, даже когда значимые места добычи приходят и уходят.